«Занимательная математика»
Для ребёнка-дошкольника математика – это особое «Тридевятое царство, тридесятое государство». Ребёнок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека.
Математика — это своего рода мир идей. Ребёнок хорошо умеет отличать мир математики от мира физических предметов. Так число пять может проявить себя в виде пяти яблок, монеты, пяти лет или отметки в дневнике. Но само число не сводимо к кучке яблок или пальцам руки. Формирование внимания ребёнка исключительно на количественной характеристике числа неправомерно и затрудняет впоследствии формирование абстрактной идеи числа.
Именно поэтому мы предлагаем говорить детям о математике как особом мире, который существует прежде всего в сознании людей. Взрослый при этом становится проводником в этот мир, рассказывает ребёнку о законах математики.
Программа «Математические ступеньки» Е.В.Колесниковой , по которой мы работаем с детьми в нашем детском саду, ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса:
– о количественном и порядковом числе;
– о геометрической фигуре;
– о величине, измерении и сравнении величин;
– о пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности. Реализуются эти задачи не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в свободной и самостоятельной деятельности (настольные и дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и т.д.), а также и в домашней обстановке.
Математические игры с родителями
«Поиграй со мной!» — как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся побыть больным или пассажиром.
В игре можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.
Уважаемые мамы и папы! Математика – это точная наука. И чтобы ваши занятия по обучению ребёнка математике не превратились в школьные уроки, предлагаем вам отправиться в мир математики с помощью игры.
Игра с мячом « Отвечай быстро»
— Сколько пальцев у человека?
— Сколько углов у прямоугольника?
— Сколько углов у треугольника?
— Сколько углов у круга?
— Сколько огней у светофора?
— Сколько ушей у зайца?
— Сколько у тигра лап?
— Сколько лапок у птицы?
Игра «Найди предмет по форме»
Родители выбирают геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, треугольник, овал). Ваша задача найти в окружающем пространстве предметы такой же формы, которую вы выбрали
Родители по очереди называют предметы, выделяя и называя его форму.
Игра « Назови число»
Играющие становятся друг против друга.
Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7.
Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)
Игра «Сложи фигуру»
Мы будем превращать обычные палочки в разные фигуры.
— Возьмите 4 палочки и выложите из них квадрат.
Теперь возьмите ещё одну палочку и положите её в середину квадрата так, чтобы у вас получилось два треугольника.
— Возьмите 6 палочек и выложите из них прямоугольник. Снова возьмите ещё одну палочку и положите её так, чтобы у вас получилось два квадрата.
Игра «НАЙДИ И НАЗОВИ»
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры:
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера.
Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например:
— большой круг,
— маленький синий квадрат и т.д.
ПРИЧИНЫ, по которым играть в математические игры с детьми дома стоит:
- Игры превращают математику в развлечение.
У детей меняется отношение к математике, поскольку они начинают ассоциировать ее с чем-то интересным. Математика — это весело!
- Игры помогают ребенку видеть связь математики с жизнью.
Очень многие дети думают, что математика нужна только в школе.
Помочь детям увидеть связь математики с жизнью — значит дать им мотивацию к изучению математики.
- Игры помогают детям понять, что математику творят люди для своей пользы и удовольствия.
Часто дети думают, что все задания, которые они решают по математике, придуманы компьютером. Но в играх они сами могут даже менять правила, если хотят. Все это дает им понимание, что математика — человеческих рук дело, и они могут в нем участвовать.
- Игры помогают детям понять, что математика — дело коллективное.
Очень часто на занятиях ребенок остается один на один с математикой.
В реальной жизни математики нередко работают вместе. Игры с другими детьми — большая помощь в обучении.
Детям нравится играть вместе. Часто за компанию они делают то, что никогда бы не захотели/не смогли делать сами.
Плюс они учатся друг у друга — одни объясняют гораздо проще, чем взрослые, и от этого растут в своих глазах, другие слушают объяснения и (может быть, впервые) понимают непонятную тему.
- Математические игры помогают автоматизировать навыки.
В игре часто приходится делать что-то несколько раз, что легко ведет к автоматизации навыка.
- Игры помогают сделать математику понятной.
В играх есть возможность, повторяя одно и то же помногу раз и общаясь со сверстниками, понять, что математика — не волшебство, ее можно и нужно понимать.
- Игры помогают детям изучать математику разными способами.
В играх можно все потрогать, посмотреть, подвигаться, пообщаться с другими. Такой способ несомненно помогает лучшему усвоению.
Воспитатель Васильева Маргарита Романовна